Новости

Апрель в Оренбурге традиционно месяц благоустройства и озеленения. Традиционно до майских праздников в городе проходят уборка мусора и прошлогодней листвы в парках, скверах и других общественных территориях, смета с городских магистралей, ремонт и восстановление малых архитектурных форм, посадка цветов, деревьев и кустарников, подготовка клумб и цветников, ликвидация несанкционированных свалок, помывка остановочных павильонов и многое другое.

24 апреля

Об этом свидетельствует статистика, представленная городским управлением ЗАГС. С 15 по 21 апреля 77 пар официально зарегистрировали отношения, 56 пар, напротив, оформили развод.

23 апреля

22 апреля комиссия, в состав которой вошли начальник управления пассажирского транспорта администрации Оренбурга Игорь Тейковцев, председатель правления Оренбургского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова, представители управлений пассажирского транспорта, капитального строительства администрации города, МКП «ОПП», перевозчики, проехала и оценила состояние автомобильных дорог, ведущих к дачным массивам.

23 апреля

23 апреля, первый заместитель Главы города Алексей Кудинов провел очередное совещание по вопросу централизованного вывоза мусора из домов, пострадавших от паводка. В совещании приняли участие директор регионального оператора по вывозу мусора ООО «Природа» Петр Александрович, заместитель директора регоператора по правовым вопросам Дмитрий Цветков, первые заместители глав Южного и Северного округов Оренбурга Евгений Швецов и Артем Учкин, начальник управления охраны окружающей среды администрации города Анна Зацепина.

23 апреля

В рамках весеннего месячника по благоустройству и озеленению рабочие зеленого хозяйства МКУ «БиОз» завершили посадку цветов в парке им. Перовского на улице Цвиллинга. Сегодня, 22 апреля, к посадкам приступили в сквере у Дома Советов. Клумбы у фонтана здесь украшают кустами белых и красных роз разных сортов.

22 апреля




Город ста языков

-----
Город ста языков Город ста языков Город ста языков Город ста языков Город ста языков Город ста языков

(Продолжение. Нач. в №№19, 20, 21, 22)
Оренбург - имя немецкое
Александр Васильев
Закончив восьмилетку в своём селе, в середине 70-х я отправился доучиваться в сакмарскую Егорьевку, в 12 километрах от родного дома.

Село считалось немецким, и к привычной смеси фамилий оренбургской провинции вроде Кузнецов–Маникбаев добавились экзотические – Фогель, Квиринг, Цайгер… Но к этому быстро привыкаешь. В остальном никаких отличий. Да и откуда им взяться, если предки многих российских немцев ведут свой род ещё от переселенцев екатерининских времён?
Правда, врождённая немецкая аккуратность («аллес ин орднунг») всё равно просвечивала сквозь века приобщения к русскому равнодушию к эстетике быта: дома на улицах вытянуты в линию, как по ниточке, возле каждого – аккуратные палисадники с ухоженными клумбами. В домах, по-советски небогатых, – порядок и чистота. Отличительная примета немецких жилищ – наличие какого-нибудь этнического или исторического артефакта: старинных часов-ходиков или архаичной вышивки крестиком умилительных цветочков с афоризмом, выполненным готическим шрифтом. Почти во всех семьях – старинные фотоальбомы, по которым можно проследить историю предков вплоть до пятого колена.

Заметной чертой немцев было и трудолюбие с практической хваткой: ещё недавно на оренбургских рынках многие становились в очередь за красногвардейской колбасой или переволоцким подсолнечным маслом, потому что производили их местные немцы, а значит, качество продукции по определению было высоким. Говорю обо всём этом в прошедшем времени, потому что в восьмидесятых-девяностых очень многие немецкие семьи покинули Оренбуржье и уехали на историческую родину. В Германии оказались почти все мои одноклассники. Нет никаких причин упрекать их за это. Во-первых, меняли и меняют до сих пор родину не только немцы. Во-вторых, были причины для массового исхода - не только человеческие, социальные, но и исторические: верой и правдой служившие России сотни лет, российские немцы вписывали свои имена в летопись славных дел, но далеко не всегда получали благодарность и должное уважение со стороны государства российского. В прошлом веке клеймо гитлеризма легло на ни в чём не повинных россиян, и они в полной мере и полной чашей хлебнули вместе с другими народами СССР не только репрессий, депортации, но и унижений – только за то, что принадлежали к великой европейской нации, с которой однажды случилась великая историческая трагедия.

Тем большее уважение заслуживают те, кто не уехал или даже вернулся назад (и такие есть!), считая своей родиной наши края, кто трудится, преображая жизнь к лучшему в самых разных отраслях экономики и культуры, не забывая при этом ни своих корней, ни обычаев и языка предков.

«России Пётр Великий»
- Пётр Васильевич Ремпель это Вы? – спросил я сидящего на скамеечке у подъезда дома на Луговой пенсионера (человека, с которым договорился о встрече, в лицо я не знал).
- Не Ремпель, а России Пётр Великий, - с юмором отвечал пожилой, но живой и бодрый мужчина. Оказывается, так он расшифровал свои «ФИО». Придумали ему такую весёлую расшифровку совсем в невесёлом и далеко не в юморном месте – в совхозе «Заполярном», в 60 километрах от Воркуты, куда 15-летний парнишка попал в 1943-м не по своему желанию, а по воле «отца народов». Высылка десятков тысяч семей из Украины и центральных районов страны – это ещё одна чёрная страница истории российских немцев, которой в этом году исполнится 70 лет. Лишившись в 37-м из-за репрессии отца, обыкновенного хлебороба, Пётр Ремпель, не знавший из-за тягот и лишений детства, не узнал и сколько-нибудь радостной юности.

- Первыми, кто меня встретил с радостью, были комары. Обняли со всех сторон, - ещё раз демонстрирует удивительное для 82-летнего человека чувство юмора Пётр Васильевич. Наверное, именно это качество помогало ему выживать в тяжёлые, драматические периоды жизни. Недавно он записал по памяти на листочке фамилии тех немецких пацанов, которые вместе с ним приехали в телячьих вагонах в малопригодные для жизни края - для осушки болот, рытья траншей и работы на шахтах. Вспомнилось десятка два имён, в живых из которых не осталось никого…

Пётр страдал от истощения и простуды, чуть не помер от малярии. Жизнь трудармейцев мало чем отличалась от заключённых – та же колючая проволока, такая же, как у преступников, баланда и восьмисотграммовая пайка хлеба. Мальчишки съедали её разом, а потом ходили голодные…

Через два года хваткий юноша овладел столярным ремеслом настолько, что снискал славу мастера. У местного начальства он стал нарасхват, и потому, когда однолеток забрали на воркутинские шахты, Пётр остался в совхозе. Потому и выжил.

В 45-м Ремпель получил свободу перемещения по зоне, в 47-м - статус спецпоселенца и стал рабочим совхоза «Новый бор» Уселемского района. Лишь через девять лет узнал о судьбе матери, которая из ссылки в Казахстан к тому времени перебралась в Оренбург. Ещё через три года, с женой и двумя детьми, Пётр приехал в Оренбуржье. До 1978 года работал учителем труда в Беляевской средней школе. Да-да, той самой, в которой не так давно случилась беда - погибли школьники.
- Если бы я там был, - забыв про возраст, горячится Пётр Васильевич, - трагедии бы не случилось.

Он начинает в деталях объяснять, что неправильно сделала ремонтная бригада – перегрузили крышу, не учли толщину стен и особенности фундамента. Чувствуется, пенсионер до сих пор живёт интересами школы, которой отдал первые годы нормальной жизни «на материке»…
Переехав в Оренбург, Ремпель до пенсии работал в автобазе связи. Ни в комсомол, ни в партию не вступал. На родину обиды не таит. Обижается больше на родное предприятие: совсем забыли там про пенсионеров и ветеранов войны и тыла.

- Другим – подарки, открытки к праздникам, а нам – ничего…
Во времена массового возвращения немцев на историческую родину позвали туда и Ремпеля.

- Целый год решал: ехать или нет, – признаётся Пётр Васильевич. - Наконец в 1994-м уехал. Полтора года он чувствовал себя деревом, пересаженным в чужую землю. Не выдержал. Как когда-то юнцом, по чужой воле отправился Ремпель за Полярный круг, так теперь по своей – помчался в Россию. Где родился, там и пригодился. Недаром – «России Пётр Великий».

«Меня поддержал Кабалевский»
- Пауль Эрнстович, люди в музыкальном мире, называя Вашу фамилию, ко всем другим заслугам добавляют, что Альтнер возродил аккордеон в Оренбурге. Это правда?
- Аккордеон никогда не умирал. Но душили его крепко. И не только в Оренбурге, но и во всём Советском Союзе. Это правда. Сегодняшней молодёжи уже трудно представить, что в их стране когда-то объявляли «фашистскими»… музыкальные инструменты вроде аккордеона, тромбона, саксофона и даже целое музыкальное направление - джаз. Постановлением партии и правительства велась борьба с «формализмом в искусстве». Под гласным и негласным запретом находились великие имена: в музыке – Шостакович, Мурадели, Прокофьев, в литературе – Зощенко, Ахматова и другие. Это мракобесие распространялось на любую художественную форму творчества, и любая формальная новизна трактовалась как преклонение перед Западом.

Семилетним ребёнком Пауль в 37-м лишился отца, тогда редактора немецкой переволоцкой газеты Stalins Weg. «Сталинский путь» на самом деле обернулся для журналиста дорогой на тот свет. Семья бежала из Кичкасса в Оренбург.

После войны страну заполонили трофейные, привезённые из Германии аккордеоны. Паренёк Альтнер услышал голос инструмента на оренбургском базаре и навсегда был им очарован и пленён. Правда, заполучить его в руки удалось далеко не сразу: даже школу к тому времени пришлось бросить – есть было нечего.

Пауль пошёл работать столяром на мебельную фабрику, доучивался в вечерней школе. Искусство игры на аккордеоне постигал самоучкой, самостоятельно овладел и нотной грамотой.
- Читать же все учатся, - просто объясняет свои способности Пауль Эрнстович, - вот и я ноты выучил…

Сравнение со всеми, скажем, очень скромное – некоторые всю жизнь по складам читают, а Альтнер без отрыва от работы подготовился к экзаменам, сдал и прошёл по конкурсу в Чкаловское музыкально-педагогическое училище. Мастерство игры на аккордеоне приходило быстро, ибо практики хватало: с двумя солистами Альтнер подрабатывал в кинотеатре «Буревестник» двадцатиминутными концертами перед сеансами.

Когда Пауль перешёл на последний курс, начались те самые гонения на аккордеон. Закрыли обучение во всех музыкальных школах, училищах. Альтнеру всё-таки дали закончить учёбу, но в конце пришлось дополнительно сдавать экзамен по баяну. Только переучившись на этот инструмент, Пауль смог поступить в Новосибирскую консерваторию. Ничего не имея против прекрасного баяна, Альтнер и другие музыканты, тем не менее по всей стране начали борьбу за реабилитацию (даже для музыкальных инструментов это слово было актуальным!) аккордеона. Благо в Оренбурге Пауль Эрнстович был не одинок: чуть раньше Альтнера в музпедучилище учился другой музыкант – Близнецов. Парень вместе с отцом попал в список врагов народа и прямо из пионерлагеря, где проходил практику, загремел в места не столь отдалённые. Отсидев семь лет, так и не поняв, за что, он добился реабилитации, дошёл до самой Фурцевой и смог закончить учёбу. Именно Близнецов, став впоследствии директором музыкальной школы, пригласил преподавать аккордеон Пауля Альтнера.

Это по тем временам было вызовом ретроградам от музыки, но Близнецов с отчаянностью невинно пострадавшего на него пошёл. Преподавание игры на аккордеоне вскоре ввели и в музпедучилище. Из Министерства культуры советовали уволить Альтнера, мол, много себе позволяет и идёт наперекор политике партии и правительства в области культуры. А позволял он себе всего-то ничего: писал письма, заметки, отчёты о концертах в центральную прессу. Кое-что достигало печатной страницы, например «Комсомольской правды», и это сильно раздражало высоких чиновников. В журнале «Музыкальная жизнь» - главном в то время в стране печатном органе профессионалов – опубликовали письмо Альтнера о необоснованном запрете прекрасного инструмента – аккордеона. Неожиданно в следующем номере издания на двух страницах появилась статья в поддержку Пауля Эрнстовича одного из величайших композиторов того времени Дмитрия Кабалевского. Потом были выступления Соловьёва-Седого, Утёсова…

- Воевали ведь тогда не только аккордеонисты-баянисты, но и гитаристы шести- и семиструнники – чья лучше? Спорили, какую домру оставить в искусстве – трёх- или четырёхструнную? Глупость доходила до полного запрета музыкальных инструментов.

Наконец в этой затхлой идеологической атмосфере повеяло свежим ветром. Восемь лет в Оренбурге Альтнер боролся за право на жизнь аккордеона. И уже одним этим оставил след в музыкальной культуре нашего края. А в 1965 году он создал один из первых в стране оркестр аккордеонистов, в который вошли бывшие его выпускники из музыкальной школы №2. С этим музыкальным коллективом Пауль Альтнер, а с ним и Оренбург, прогремел на весь Советский Союз. С годами аккордеон стал привычным и обычным инструментом, а тогда это было сродни подвигу.

- Я не боялся, что уволят, - вспоминает то время Пауль Эрнстович. – Молодой был, задиристый. Меня даже это как-то раззадоривало. А работу – нашёл бы: тогда при каждой, даже сапоговаляльной, фабрике обязательно была самодеятельность. За этим строго следили. Так что без хлеба не остался бы…
Альтнер - настоящий подвижник оренбургской музыкальной культуры. Ему уже больше 80-ти, но только два года назад он отошёл от преподавательской деятельности, которая насчитывает 50 лет!

«Родному языку верны…»
Закончив педагогическую работу, Пауль Эрнстович тем не менее продолжает общественную: более двадцати лет руководит ансамблем «Ретро» при областной общественной организации немцев «Возрождение». Аккордеонисты собираются для репетиций в небольшой квартире Альтнера в проезде Коммунаров.

В Центре нашёл применение своим способностям и Пётр Васильевич Ремпель. Три года назад в Национальной деревне открылось немецкое подворье. Много в музее немецкого быта сделано его руками и с его помощью. Есть в музее и экспозиция, посвящённая Ремпелю и другим трудармейцам.

По свидетельству руководителя «Возрождения» Леонида Райзиха, несмотря на массовый выезд немцев в Германию, Оренбуржье находится на первом месте по их численности в Приволжском федеральном округе.

- Главная задача объединения «Возрождение» - сохранить немецкую культуру в нашей области. Кроме оренбургского Центра на улице Правды, её очаги имеются в Орске, Бугуруслане, Соль-Илецке, Переволоцком, Красногвардейском и Акбулакском районах. В Центрах действуют 16 творческих кружков, в первую очередь народной немецкой песни, танцев. Нас радует, что наши курсы немецкого языка посещают люди различных национальностей.

С 1994 года сложилась традиция ежегодных празднований Дней немецкой культуры. Оренбург стал центром притяжения и встреч немцев из других регионов страны. В течение многих лет в зоне отдыха «Дубки» работает летний лингвистический лагерь, куда приезжают до 130 детей российских немцев из Татарстана, Башкирии, Самарской и, конечно же, Оренбургской областей.

Немецкая речь звучит в Оренбурге не очень часто, но она такая же неотъемлемая часть языкового многоголосья, как и любая другая речь населяющих его народов. Эта речь сопровождала всю историю зарождения, освоения и развития края. А сколько немецких имён на слуху в сегодняшний день!
Юрий Берг – губернатор Оренбургской области, Виктор Франц – глава г. Орска, Яков Тевс – глава Переволоцкого района, Пётр Тейхриб – глава Адамовского района, бывший оренбуржец Александр Реймер – директор Федеральной службы исполнения наказаний России, Пётр Тиссен – руководитель института физической культуры при Оренбургском госуниверситете.

И ещё много других уважаемых людей, работающих во славу области и Российского отечества. Да что там люди – ведь целый город Оренбург носит немецкое имя. И это не случайно! А это что-нибудь да значит.
(Продолжение следует.)


Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2024 «Вечерний Оренбург»

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.